Сначала небольшое предисловие. После того как я построил планер, я на нем немного освоился. Конечно посадка к своим ногам не получается, но в слабоветренную погоду мне не приходится за ним далеко бегать (конечно бывают исключения). Планеристом я быть не хочу, а планер использую для обучения пилотирования. Он мне прощает те ошибки, которые самолет мне бы не простил. В момент написания этих строк я решил строить самолет. Пока его построю поучусь летать на планере, потренируюсь на симуляторе. Вот в таком настроении я (Я) пришел к упомянутому ранее на этом сайте Матвееву А. А. (М).
(Я) |
Хочу построить самолет. Видел запускают фирменных "картонычей". Они очень симпатично смотрятся. Хотел узнать недостатки такой схемы. В принципе имметация кабины симпатично смотрится. Стоит такое чудо на шасси - как настоящий (хоть и профиль прямоугольный).
|
||||||||||||||||||||||||||
(М) |
Известно, что двигатель на модели ставят под углом вправо и вниз. Не будем вдаваться в подробности. Это компенсирует некоторые силы. Остановимся только на этой конструкции. Крыло имеет некоторое сопротивление. Расположено оно не соосно с вектором тяги двигателя т.е. имеется некоторое плечо и следовательно возникает момент... Поэтому авиамодель будет летать лучше если использовать следующую схему (на ней нет искусственного поднятия крыла над фюзеляжем и следовательно плечо будет меньше, лучше двигатель и крыло расположить на оси авиамодели):
Если хочется более манерного внешнего вида, то можешь сделать колпак (он закроет рулевую машинку управления элеронами) которая будет упираться в пенопластовый гаргрот укрепленный на фюзеляже (на рисунке масштаб профиля крыла не соответствует масштабу рисунка).
|
||||||||||||||||||||||||||
(Я) |
А какую конструкцию самолета лучше сделать новичку ? Из фанеры, бальзы ? |
||||||||||||||||||||||||||
(М) |
Фюзеляж делается так же, как и у планера, но с некоторыми изменениями. Компоновка будет следующей:
Боковины фюзеляжа (имеет прямоугольное сечение) не обозначены на рисунке контуром. Шпангоут 1 из толстой фанеры образует моторный отсек. Перегородка 4 разделяет фюзеляж на два "этажа". В ней же в области 8 делают выпилы для установки рулевых машинок. Шпангоуты 1, 2 и перегородка 4 образуют отдельное место под топливный бак 7. Мотораму и это место следует покрыть 3-4 слоями клея ПВА. Аккумуляторы 6 оснащаются некоторой "веревкой" для того, что бы их можно было достать через выпилы под аппаратуры в области 8. |
||||||||||||||||||||||||||
(Я) |
А как установить шаси ? |
||||||||||||||||||||||||||
(М) |
Шасси надо делать съемными, что бы они не мешали в поле, а при наличии ВПП их можно было бы присоединить. Крепить их к дну нельзя. Шасси устанавливаются на металлической дуге, сделанной из листового материала. На рисунке ниже показан способ крепления шасси:
Уголки 2 привинчиваются к боковинкам фюзеляжа 1 и дну 3, а в оставшихся отверстиях нарезается резьба. В них ввинчиваются винты крепления стойки шасси 4. |
||||||||||||||||||||||||||
(Я) |
А какой дальнейший план действий ? |
||||||||||||||||||||||||||
(М) |
Выбираешь прототип модели под двигатель твоей кубатуры. Прикидываешь пропорции и рисуешь на миллиметровке схему своего самолета. Проводишь осевую линию, в носу на нее размечаешь двигатель и остальные отсеки. Прикидываешь центровку и по окончании крыла ставишь шпангоут. Приходишь ко мне и мы все это правим. |
Пришел я в клуб с данными на фирменные модели. В клубе как рас были Александр Матвеев, Сергей Пореев, Антон Терехов. В этот момент Антон как рас строил самолет под 4 кубовый двигатель под заказ (кстати цены у него весьма гуманные). Пока я показывал свои данные Александру, Сергей и Антон разложив заготовки будущего самолета, набросали схему авиамодели. Вот что получилось:
Двигатель: | 4 куб.см. |
Размах крыльев: | 1100 |
Средняя хорда крыла (без элеронов): | 220 |
Средняя хорда элеронов: | 30 |
Длина фюзеляжа: | 800 |
Удаление передней кромки крыла от начала фюзеляжа: | 160 |
Когда определились с размерами, то я спросил у А. Матвеева: "Как лучше делать крылья для тренировочного самолета: наборные, пенопластовые, с пенопластовыми лобиками" ? На это он обвел лабораторию глазами и выдал мне пенопластовые крылья. Вот что получилось:
Двигатель: | 4-6 куб.см. |
Размах крыльев: | 1500 |
Средняя хорда крыла (без элеронов): | 280 |
Средняя хорда элеронов: | 35 |
Длина фюзеляжа: | 1000 |
Удаление передней кромки крыла от начала фюзеляжа: | 230 |
Такой самолет более ленивый чем предыдущий (в сильный ветер его будет сносить), но учиться на нем легче. Это конечно не конечные цифры, но именно на них я собираюсь ориентироваться при постройке самолета.
Удачи вам и мягких посадок.