О том как настроить модель на этом сайте сказано минимум. Поэтому я публикую главу из книги Гюнтера Миля "Модели с дистанционным управлением". В ней пойдет речь о настройке планера из этой книги (сразу оговорюсь, что летает он не очень хорошо, но послужил толчком к разработке планера описанного на этом сайте). Как Г. Миль рекомендует настраивать планер читайте ниже.


Испытания модели в полете

Полет начинается мастерской

Хороших летных качеств от модели мы добьемся, лишь подвергнув ее предварительно основательной проверке в мастерской от контроля в мастерской в значительной степени зависят как летные качества, так и эксплуатационная надежность модели, поэтому производить его следует особенно тщательно. Рассмотрим этапы контроля.

1. Проверка крыла на перекос.

Эта проверка состоит в визуальном осмотре передней и задней кромок крыла в поперечном и продольном направлениях. В большинстве случаев перекос крыла проявляется в виде более или менее заметного искривления задней кромки. Незначительный перекос можно устранить путем выправления над газовой горелкой или паром, а также с помощью повторного, направленного покрытия эмалитом (примечание сайта: в случае обтяжкой лавсаном крыло изгибается в нужном направлении и провисший лавсан подтягивается утюгом. Если таким путем перекос устранить не удается, следует обтянуть крыло заново или (в случае неточностей в изготовлении) подвергнуть его переделке.

2. Проверка на вид сверху.

Эта проверка производится с помощью трех булавок и крученой нитки.

При неточном угловом положении крыла и стабилизатора относительно средней осевой линии модель будет постоянно отклоняться от курса и стремиться двигаться по кривой.

3. Проверка на вид спереди.

Эта проверка производится путем визуального осмотра, как указано в

Продольная ось фюзеляжа должна при этом идти параллельно стапельной доске, а обе половины крыла и стабилизатор должны располагаться симметрично относительно нее. Неправильность установки крыла и хвостового оперения корректируется с помощью соответствующих бальзовых или фанерных полосок.

4. Проверка положения центра тяжести.

Известно что правильное положение центра тяжести в значительной мере определяет устойчивость в полете. Отклонения положения центра тяжести от проектного корректируются передвижкой аккумуляторной батареи и приемника в приборном отсеке. Точно отбалансировать модель можно с помощью штатива:

добиваясь дифферента на нос около 10°.

5. Проверка разности углов атаки.

Разместим модель на плоском, достаточно большом столе, как показано на рисунке ниже. Стабилизатор должен быть при этом точно параллельным крышке стола. Если к нижней стороне крыла приложить теперь рейку, то с крышкой стола, а следовательно, и со стабилизатором, она должна составить угол примерно 3°, соответствующий разности углов атаки. На рисунке:

1 - резиновые кольца
2 - плоские накладки
3 - шкалы угломеров
4 - отвесы
5 - стол

показан более точный способ определения разности углов атаки. Параллельно плоскости крыла и плоскости стабилизатора на резиновых кольцах укрепляются кусочки картона с нанесенными на них угломерными шкалами, представляющими собой дуги окружностей с угловыми делениями. Центры этих окружностей расположены на нижней плоскости крыла и стабилизатора соответственно. Опустив из каждого центра по отвесу и совместив отвес стабилизатора с нулевым делением, по угломеру крыла прочтем искомую разность углов атаки. Возможные отклонения корректируют, подрезая накладки на шпангоутах В и С или, наоборот, усиливая их фанерными полосками соответствующей толщины.

6. Проверка функционирования и юстировки рулей.

При работе устройства дистанционного управления (расстояние до передатчика более 3 м!) (это справедливо для старой аппаратуры, ведь книга 1984г. издания) рули высоты и направления должны двигаться легко и без люфтов, снова возвращаясь после отклонения точно в нулевое положение. В начале испытаний рули должны стоять на "нуле" (оси стабилизации рулей должны совпадать соответственно с осями симметрии киля стабилизатора). Рулевые тяги должны быть защищены надвинутыми на них трубочками из лакоткани.

Первый пробный полет

Пробный полет модели следует проводить в спокойную погоду (желательно при легком ветре). Место для старта надо выбирать несколько возвышенное. Если модель летит против ветра, скорость ее планирования уменьшается на значение скорости ветра, и садиться она будет, следовательно, медленнее и более мягко, чем в штиль. Лучше всею для пробного полета подходит местность, поросшая травой, без складок и каких бы то ни было препятствий. Большую опасность всегда представляют камни. Для лучшего выявления недостатков летных характеристик модели в в пробном полете следует всячески избегать воздушных вихрей, т. е. следить, чтобы модель не летала с подветренной стороны домов, деревьев, кустарника.

Убедившись, что после тщательной проверки в мастерской модель не требует больше никаких корректур, можно приступать к первому запуску. Непременным условием успешного планирования модели при запуске руки является плавная посылка ее в воздух в правильном полетном положении и с нормальной скоростью планирования. Резкое толкание "швыряние" недопустимы. Поэтому для начала потренируемся в запуске руки при отключенном устройстве дистанционного управления. Нацелимся продольной осью модели на какую-нибудь точку на земле, удаленную от нас на 10 -15 м (нормальное положение полета) и побежим с моделью в поднятой руке против ветра. Увеличивая скорость бега, мы почувствуем в некоторый момент, что модель стала невесомой. Произойдет это тогда, когда сумма скоростей бега и ветра сравняется со скоростью планирования модели. Продолжая бежать с той же скоростью, выпустим модель из рук. Дальше она должна планировать самостоятельно. При неудачной первой попытке попробуйте повторить все заново. Если модель отклоняется от желаемого режима планирования, менять сначала ничего не нужно: следует прежде всего хорошенько потренироваться в запуске c руки (соблюдая нормальное полетное положение и выдерживая правильную скорость!). Лишь убедившись в том, что замеченный недостаток в поведении модели в воздухе имеет постоянный устойчивый характер, следует переходить к систематическому поиску ошибок конструкции.

При поиске неисправностей будем придерживаться следующего принципа: выявив какой-либо один из возможных источников ошибок, от полета к полету надо методично заниматься только им одним, внося по ходу в конструкцию соответствующие изменения. При этом надо следить за тем, что бы не возникли новые ошибки. Особое внимание надо обратить на то, что бы не слишком уменьшить разность углов атаки, поскольку она влияет на продольную устойчивость модели. В случае если ошибка продолжает сказываться и после внесения изменений, работу по ее устранению следует систематически продолжать дальше, до полного устранения ошибки. Вносимые изменения целесообразно самым тщательным образом фиксировать. Признаки характерных ошибок в конструкции планера показаны в таблице. Указаны так же способы устранения ошибок.

Наблюдаемая ошибка Возможная причина Исправление

После посыла в воздух модель круто идет вверх, теряет скорость и сваливается вперед (кривая 2)

  1. Слишком велика стартовая скорость
  2. Слишком велика разность углов атаки
  3. Центр тяжести модели слишком смещен назад
  1. Повторить старт при меньшей скорости бега
  2. Под заднюю кромку крыла подклеть бальзовую или фанерную пластинку соответствующей толщины
  3. Батарею и приемник сдвинуть в приборном отсеке вперед. Если это невозможно, прикрепить в носовой части свинцовый груз

Модель летит по волнообразной траектории - кабрирует (кривая 1)

Слишком велика стар товая скорость

Слишком велика разность углов атаки

Центр тяжести модели слишком смещен назад

Повторить старт при меньшей скорости бега

Под заднюю кромку крыла подклеть фанерную пластинку толщиной 0.6 мм

Батарею и приемник сдвинуть в приборном отсеке немного вперед

После краткого планирования модель круто идет к земле (кривая 4)

Слишком мала стартовая скорость

Слишком мала разность углов атаки

Цент тяжести слишком смещен вперед

Повторить старт при большей скорости

Под переднюю кромку крыла подклеть бальзовую или фанерную пластинку соответствующей толщины

Батарею и приемник сдвинуть в приборном отсеке назад

При нормальной протяженности планирования модель уклоняется от прямолинейной траектории полета вправо или влево (кривая 3)

Старт с накрененным крылом

Перекошена одна половина крыла

Одна половина крыла тяжелей другой

Перекошен фюзеляж

Киль посажен криво или имеет перекос

Угол между килем и стабилизатором не равен прямому

Повторить старт держа модель горизонтально

Устранить перекос крыла

Прикрепить свинцовый груз к законцовке одной половины

Устранить перекос фюзеляжа

Выпрямить киль или устранить перекос

Выправить стабилизатор путем подклейки бальзовой пластинки.


Однако хочу добавить к этой статье то, как я выполнял аналогичную процедуру. Разность углов атаки я не вымерял. В конструкции планера, описанной на этом сайте разность углов атаки изменяется легко (в принципе она выверена и при точном изготовлении подбирать ее не требуется). А вот проверку на отсутствие крутки крыла удобно проверять следующим образом. Планер собирается ставиться ровно на стол.

К крыльям резиновыми кольцами (2) притягиваются ровные рейки (1). Визуально смотрится величина крутки крыла. Если концы крыльев немного смотрят вниз (одинаково для обеих крыльев), то это даже лучше. Оба крыла должны быть одинаковыми. Если крыло необходимо выправить - изогните его так, как вам нужно. Удерживая его в этом положении, подтяните лавсан горячим утюгом.

Удачи вам и безаварийных полетов.

Hosted by uCoz