Конструкция крыла

Я разделю технологию постройки крыла от конкретных размеров и количества нервюр. В этой главе будет рассказано о технологии постройки крыльев для этой модели планера. Ее в дальнейшем можно применить и для учебного самолета. Достоинство этой конструкции - живучесть (относительная конечно). Я бы сказал что это разумный компромисс между летными и прочностными характеристиками. Его можно было бы сделать по классической наборной схеме из бальзы, но напомню, что мы строим учебный планер. Поэтому будет лучше описываемая ниже конструкция.

Понадобятся следующие материалы: сосновые рейки, 3-мм фанера (можно бальза) а лучше 3-4мм дощечки (под концевые нервюры), 2-бальзовых стандартных листа толщиной 2.5-3, пенопласт, алюминиевая (дюралевая) пластина. О том как обойтись без бальзы я возможно расскажу по окончании описания этой конструкции если на форуме этот вопрос будет задан (смотри главную страницу). В следующей главе я приведу размеры деталей.

Конструкция и технология изготовления крыла.

Крыло имеет V-образную форму, для приданию планеру большей устойчивости. Ее будет задавать V-образная пластина W1 из алюминия (в моем варианте толщиной 5мм):

Крыло должно быть разъемным (на левое и правое), поэтому необходимо сформировать в каждой половинке колодцы под пластину. Она должна очень туго входить. Изготовьте ее так, что бы кромки были строго параллельно друг другу (иначе либо она будет ненадежно держать два крыла или их не удастся разнять после сборки) и отполируйте ее. Колодцы образуются верхним и нижним лонжеронами каждого крыла и фанерными пластинами:

Изготовьте их 4. И ошкурьте их совместив с пластиной W1 так что бы они не отличались от нее по ширине. Сформируйте колодцы:

Обмотайте место соединения нитками промазанными клеем ПВА (неплохо было бы пластину намазать мылом, что бы она не приклеилась). В разрезе с торца это выглядит так:

Склеевуюмую и замотанную нитками конструкцию оставьте сушиться на ровной поверхности как показано ниже:

1 - лонжероны; 2 - фанерные пластины образующие вместе с лонжеронами колодцы под пластину 3; 3 - пластина W1; 4 - лавсановые нитки с клеем ПВА.

Допустим, что крыло имеет профиль:

А контур нервюры будет:

Выпилы в нервюре сделаны под верхний и нижний лонжероны. Их сечение будет как показано ниже (в описываемой конструкции все лонжероны крыла имеют одно и то же сечение):

Из 1-2мм фанеры (лучше липовых дощечек) изготовьте 4 таких нервюры.

Наберите бальзовых дощечек до толщины (в моем случае 6 мм) которая определяется углом V-образности крыла. В любом случае их можно будет дополнить. Изготовьте две нервюры таких как показано ниже:

Они устанавливаются в местах сочленения крыльев и из за V-образного крыла верхние части их по окончании сборки крыла стачиваются, что бы крылья плотно соединились между собой.

Поставьте на стапель склеенную заготовку:

и вклейте фанерную нервюру:

Изготовьте пенопластовые лобики крыла (для данной модели 4 длиной 50см и два длиной 8см). Помните профиль нервюры ? Он такой:

А профиль лобика будет:

Это ни что иное как "обрезанный" профиль. Возьмите подходящий кусок пенопласта длиной около 50 см и с помощью прибора для резки пенопласта вырежьте лобики. Это делается в три этапа. Сначала вырежьте брусок прямоугольного сечения:

Для чего изготовьте из жести два прямоугольника и приколите их с двух торцов гвоздями диаметром около 2х мм. Затем изготовьте два следующих шаблона:

Так же приколите их двухмиллиметровыми гвоздями к торцам и обрежьте пенопласт по ним. Будет лучше если вы изготовите эти шаблоны с "хвостиком" (это оранжевая часть).

Берется рейка с параллельными торцами сечением с оранжевую часть. К ее торцам прибиваются шаблоны так, что бы их часть закрашенная на рисунки оранжевым цветом совпала с рейкой. У вас получиться вот такое приспособление:

Рейку зажимаем в тисках. Заранее заготовленный брусок пенопласта кладем на рейку (длина бруска пенопласта должна быть равна длине рейки к торцам которой прибиты шаблоны) и пришпиливаем пенопласт к жестяным шаблонам гвоздями. Теперь можно резать. Ведите инструмент ровно !!! Практика показывает, что с первого раза не получается и пару заготовок вы испортите. Приготовьтесь к этому. Прорежьте пазы для лонжеронов, для чего изготовьте два шаблона следующего вида:

Разместите шаблоны с торцов и сделайте вырезы под лонжероны. Если у вас плотный пенопласт, то возможно предпочтительней эти вырезы сделать пилой.

В каждом крыле будет несколько лобиков склеенных между собой уже по месту. Вклейте их как показано ниже:

Вклейте вторую фанерную нервюру:

Приложите толстую (6-мм) бальзовую H0 нервюру как показано ниже:

Между нервюрами Н0 и следующей образовалось пустое место. Заполните его спереди и сзади от лонжеронов пенопластовыми вставками ЗП1 и ЗП2 (ЗП1 это кусок обрезанного лобика, а шаблон ЗП2 изготовьте сами - это просто):

Возьмите рейку заднего лонжерона и рубанком стесайте ее до треугольного сечения и приклейте клеем ПВА как показано ниже, притянув его резиновыми кольцами (их используют для скрепления денежных банкнот):

Сразу же приклейте передний лонжерон:

Когда все высохнет стесайте его модельным рубанком так, что бы он продолжал профиль крыла:

Желтым показано то что нужно стесать.

Для вашей модели крыла задано число нервюр. Разметьте их на пенопласте (учтите толщину нервюр) и острым ножом сделайте в пенопласте прорези:

Изготовьте необходимое число нервюр из бальзы толщиной 2.5-3 мм вида (их необходимо разместить вдоль слоев бальзы):

Изготовьте из текстолита или жести два шаблона с одинаково размеченными отверстиями под проволочные шпильки. Разметьте их на бальзе (отверстия так же). Острым ножом вырежьте их с запасом 2-3 мм. Просверлите намеченные отверстия. С помощью проволочных шпилек (проволока 2мм, с каждой стороны резьба) соедините шаблоны и все заготовки нервюр в пакет (текстолитовые шаблоны по краям, бальзовые заготовки посредине, а весь пакет стянут шпильками, на которые навернуты гайки). Обработайте шкуркой приклеенной к дощечки весь пакет по шаблонам и получите одинаковые нервюры.

Вставьте каждую нервюру в пенопласт в прорезь хорошо смазав ее клеем (место смазки клеем показано ниже зеленым цветом):

Вклейте таким образом все нервюры. Теперь их надо закрепить на заднем лонжероне. Для этого нарежьте бальзовых полосок (шириной такой же какой нервюра у заднего лонжерона) и длиной как расстояния между нервюрами. Выкройки полосок располагайте на бальзе вдоль слоев. Наклейте их на задний лонжерон (со стороны нервюр) так что бы они плотно располагались между нервюрами. Вот фрагмент крыла:

Обрежьте выступающие части лонжеронов, соберите два крыла в одно. Из за V-образной формы они не плотно соединяются. Верхние части нервюр соприкасаются, а нижние нет (я про толстые бальзовые нервюры). Обточите их до плотного прилегания.

Оклейте крыло принтерной размоченной бумагой на разбавленном клее ПВА как вы оклеивали фюзеляж (ВАЖНО:сушить в вертикальном положении - либо лобиками вниз, либо так, что бы лонжероны были вертикально):

Осталось только обтянуть крыло.

Чертеж крыла

Hosted by uCoz